Найти Настоящий Томатис
Следствие ведет логопед
Пару лет назад ко мне обратилась знакомая: “Вера, мы созрели для Томатиса! Но куда обратиться? В интернете отзывы противоречивые, на сайтах центров ничего не понять, на форумах настоящие бои. В технике я вообще не разбираюсь… Помоги найти самый правильный Томатис! “
С сыном Ани мы занимались около года (сенсо-моторная алалия). Появились первые успехи от занятий - они нас окрылили, захотелось чего-то большего. Я пообещала помочь разобраться.
Конечно, я знала что-то о методике Томатис. И даже считала, что прилично знаю. Но родители “моих” детей до этого сами принимали решение о том, в какой центр обратиться, так сказать “потоматиться”.
Я погрузилась в тему.
Ох, Аня была права - в сети шла битва за право за право называться “настоящим Томатисом". На сайтах разных центров, практикующих методику информация не стыковалась между собой. Пришлось “погрузиться” еще глубже, включая интервью с разными специалистами, англоязычные сайты, интервью с А.Томатисом и его книги, исследования, огромные ветки форумов с отзывами родителей…
Если Вы, как и Аня, на 100% уверены, что ребенку сейчас нужен именно Томатис, и ищете то самое место с идеальным соотношением качества, результата, безопасности и цены, читайте дальше. Я поделюсь результатами своего “расследования”. Обещаю, будет интересно. Настоящий детектив.
ВНИМАНИЕ! РОЗЫСК!
Елена: “Москва, Питер, Новосибирск, Екатеринбург, куча городов, где можно получить прекрасную Томатис стимуляцию, а можно отвратительную! Всё зависит от грамотности специалиста и его подхода к работе…”
Итак, разыскивается грамотный, квалифицированный специалист. Каким он должен быть? Наверное, иметь соответствующее образование и опыт работы в методике и в реабилитации детей вообще.

Посмотрим на сайтах обучающих Томатис организаций… Сколько же длится обучение специалиста? Оказывается, очный курс обучения длится всего от 3 дней до 1 месяца.
Ирина: “Для меня специалист для детей-инвалидов - это человек с мед.образованием, у которого приличная практика. За курсы невозможно изучить физиологию человека - не пощупав его в морге (есть такая практика в меде); и без бесконечных практик и теорий на лекциях.”
Но Томатис - методика не медицинская, а педагогическая. Чтобы его практиковать, не нужно быть врачом (хоть родителям очень этого хотелось бы!).
Понятно, что для работы с детьми просто трехдневных курсов недостаточно - нужны какие-то базовые знания. Поэтому от соискателей требуется образование педагога или психолога. Или врача, но врачи в Томатис - редкость.
Дальше специалист имеет возможность (а где-то и необходимость) поддерживать связь с обучающей организацией, посещать онлайн семинары и т.д. Некоторые обязаны даже платить “неслабый” членский взнос.
Обычно обучают либо заграницей, либо из-за границы педагоги приезжают к нам, в Россию, и проводят обучение в центре, который его оплатил.
Что входит в обязанности специалиста? Специалист делает диагностику, составляет программу и проводит сеанс. Для проведения сеанса не требуется такой высокий профессионализм, как на этапе диагностики. Он ставит нужные диски, выставляет настройки и наблюдает за ребенком.
Наблюдает активно. Помогает ребенку адаптироваться к наушникам и к длительному слушанию музыки. Предлагает ему интересные занятия. Следит, чтобы все важные условия выполнялись: чтобы костный датчик плотно прилегал к голове и т.п. Важно не пропустить тревожных “звоночков” (например, признаков эпилептического припадка).
Самое сложное - диагностика и составление индивидуальной программы.
Анна: “…нам никакой диагностики не делали подобной, просто какую то анкету заполнила и всё. Вот это меня немного напрягло, деньги то не малые за курс Томатис выходят, хотелось бы максимальный эффект извлечь из метода, а не просто музыку послушать”.
Хотя некоторые специалисты утверждают, что и на стандартной программе у детей есть результат. Очевидно, результат от индивидуальной программы будет выше, чем от некой усредненной.
К примеру, в салоне можно купить ортопедическую обувь. Она будет гораздо лучше, чем обычная. Но это хороший вариант для профилактики. А для исправления серьезных проблем со стопой нужна изготовленная на заказ ортопедическая обувь, сделанная с учетом всех особенностей конкретного человека.
Демония: “У всех форма головы, кости черепа, проводимость костей, расположение проблемных зон, слуховая проводимость и восприятия разные, на это ведь никто не смотрит, одели наушники, ткнули программу для развития речи и вперед...А по идее это всё должен проанализировать специалист. Неудивительно, что многие родители хотят понять: как строится эта индивидуальная программа?”
Вам тоже уже интересно: как же строится программа? Похоже, настало время для “допроса” эксперта.
Елена, консультант Томатис, рассказала, что диагностика - это снятие кривых костной и воздушной проводимости.

Метод субъективный, ребенок должен как-то показать нам, что он слышит или не слышит звук в наушнике (например, поднять руку). Причем, само тестирование отличается от снятия аудиограммы, поэтому аудиограммой тестирование не заменить.
Зная, как должны выглядеть эти кривые в идеале, специалист может понять в каком частотном диапазоне у ребенка проблемы с восприятием звука.
Также определяется ведущее ухо. И дальше выстраивает программу так, чтобы прицельно проработать именно “проблемные” частоты. И постепенно сделать ведущим правое ухо.
Такой тест проводится в начале и в конце каждого курса. А во время первого (самого длинного) курса - еще и в середине. По результатам мониторинга специалист каждый раз корректирует программу. Чем точнее расчет, тем эффективнее курс и лучше результат.

И практически уже с первых дней курса все дети слушают индивидуальные программы.
После объяснений Елены мне стало понятно, что индивидуальную программу никак нельзя построить без диагностики.
“А если диагностику нельзя провести?” - спросите Вы. Ведь не все дети могут дать понять, что слышат звук. Кто-то и наушники сразу не признает. Вот это как раз один из самых сложных моментов. Все “выкручиваются” по-разному. Судя по отзывам родителей, во многих местах просто дают ребенку в течение первых курсов стандартную программу. Другие пытаются подобрать программу по "симптоматике", без диагностики.
Светлана: “Мы так прослушали 3 курса, диагностику сыну не делали. Именно поэтому мне кажется, что эффективность томатис-терапии в таком случае очень зависит от личных качеств томатис-практика: без большого опыта работы, может, даже какого-то профессионального чутья тут никак не обойтись.”
Но не всегда можно по ребенку определить, в каком диапазоне частот у него проблемы восприятия. Конечно, если у ребенка чрезмерная чувствительность к звукам, можно предположить, что он неправильно воспринимает высокие частоты. Но какие именно и как? Такая оценка будет грубой. И тем более ничего не ясно из диагнозов ребенка.
Некоторые проводят диагностику… по маме. То есть тестируют ее. Лично я не могу поверить в этот способ. Но это мое личное мнение. Возможно, виной мое первое образование (медицинская физика). Мне кажется, что все объяснения на этот счет - из области метафизики.
Идеально, если можно понять, слышит ли ребенок, по косвенным признакам. Например, по движениям глаз. Но это - высший пилотаж для специалиста.
No comments:
Post a Comment